Руперт Спайра: Ничто не может сделать тебя счастливым, или Природа просветления
18 июня, 2022
АВТОР: admin
Руперт Спайра – современный учитель недвойственности из Великобритании. С раннего детства он проявлял живой интерес к глубинным вопросам человеческого сознания. Так, в семь лет он заявил матери, что считает мир «божьим сном». Знакомство в пятнадцатилетнем возрасте с поэзией Джалаладдина Руми усилило этот врожденный интерес, разгоревшийся еще сильнее после встречи Руперта с доктором Фрэнсисом Роулсом, который познакомил Спайру с классической системой Адвайты Веданты и мантра-медитацией.
В конце 1970-х годов (ему тогда еще не было и 20 лет) он присутствовал на последних собраниях Кришнамурти в Броквуд-парке и был глубоко впечатлен его интеллектуальной строгостью и смирением. В те же годы он изучал вращение Мевлеви, священный суфийский танец, а также начал изучать гончарное ремесло, обнаружив, что оно позволяет по-новому взглянуть на вопросы, возникшие при его встрече с недвойственным пониманием. (Впоследствии он стал известным художником по керамике, его работы есть во многих государственных и частных коллекциях, проходили выставки в разных странах.)
Тогда же он перечитал всего П.Д. Успенского, читал и изучал Гурджиева, Раману Махарши, Шри Нисаргадатту Махараджа. А в середине 1990-х жизнь привела Руперта к американскому учителю Роберту Адамсу. И хотя тот умер через два дня после прибытия Руперта, во время этого визита ему рассказали о другом учителе, Фрэнсис Люсиль, с которым несколько месяцев спустя он познакомился лично. Первые слова, которые он услышал от Фрэнсиса, были: «Медитация — это универсальное «да» всему». Хотя подобное заявление на духовном пути не было для Руперта чем-то новым, однако именно этот момент стал поворотным в его жизни: «Я понял, что вернулся домой, что эта встреча была расцветом и завершением моих предыдущих тридцати лет поисков».
В течение следующих двенадцати лет Руперт проводил все свободное (от работы и семьи) время с Фрэнсисом. Фрэнсис познакомил Руперта с учением Прямого Пути Атмананды Кришны Менона и тантрическим подходом кашмирского шиваизма, которые он получил от своего учителя Жана Кляйна.
Сейчас Руперт живет в Оксфорде, Великобритания, с женой Эллен Эммет, терапевтом и учителем йоги в недвойственной традиции кашмирского шиваизма, и сыном Мэтью. Он проводит регулярные встречи в Великобритании, США, Нидерландах и Италии, а также онлайн-вебинары и домашние ретриты.
Особенность указателей Руперта Спайры в том, что в них ясно ощущается подлинность (живой опыт), тотальное видение природы реальности, и в то же время в них нет отрицания каких-либо форм и явлений. Он уделяет пристальное внимание чувствам и ощущениям, не отрицая их, но используя, чтобы указать на неизменный фон счастья и покоя, естественно и всегда присущий каждому. Он часто обращается к повседневному опыту человека. Особенность его подачи – пристальность, ювелирность. Разбирая тонкие ощущения, грани опыта, он открывает неожиданные ракурсы. Для него характерно отсутствие приверженности какой-либо конкретной традиции и религии, всеохватность.
Предлагаемый текст – это перевод фрагмента семидневного ретрита в Уэльсе, прошедшего весной 2019 года. В этой медитации Руперт Спайра говорит о присущем человеку поиске счастья. О том, как мы открываем, что счастье не зависит от обстоятельств, и о том, отчего же оно все-таки зависит. Перевод: Ксеня Матушкина.
Ничто не может сделать тебя счастливым
Если бы мы провели опрос среди всех семи миллиардов людей и спросили каждого: чего вы хотите превыше всего остального в жизни? что это? Большинство людей ответили бы, что это лучшие отношения с кем-то, или близкие отношения, или большее количество денег, или лучшее здоровье, или лучший дом, или лучшая работа, или чтобы не было вообще никакой работы. Семья, дружба и т.д. Некоторые люди попросили бы менее материальных вещей: знания Бога или просветления.
Однако если бы мы спросили: если бы вы узнали, что ваши следующие близкие отношения вызовут у вас страдание, вы бы все еще хотели их? Если бы вы узнали, что обладание большим количеством денег сделает вас несчастным, вы бы продолжали желать их? Если бы вы узнали, что просветление сделает вас несчастным, желали бы вы его? Каждый, конечно же, ответил бы «нет». Одного этого простого факта должно быть достаточно для нас, чтобы нам стало ясно: то, чего мы действительно хотим, это не близкие взаимоотношения, лучшее здоровье, большее количество денег, знание Бога или просветление. Чего мы по-настоящему ищем, так это счастья, которое, как мы верим, будет получено от этих вещей. Есть ли хоть что-то, что ты можешь вообразить, более желанное, чем счастье. И если ты можешь вообразить что-то такое, разве ты не будешь желать эту вещь? Просто потому, что она сделает тебя счастливым.
Увидьте ясно, что единственная вещь, которую кто-либо когда-либо в действительности жаждал – это счастье. Обратите также внимание, что в наших жизнях было много случаев, когда мы были счастливы, и каждый из этих случаев счастья предшествовал овладеванию объектом, субстанцией, явлением, отношениями. Когда нам было пять лет от роду – это была поездка на море, которая, казалось, сделает нас счастливыми. Когда нам было 10 лет – это была победа в соревнованиях в школе – вот что сделает нас счастливыми. Когда мы были подростками, это были наши первые романтические отношения – вот что осчастливит нас. Когда мы были двадцатилетними, это была наша первая работа – вот что принесет нам счастье. В 30 лет – наш первый дом сделает нас счастливыми и т.д. и т.п. Но во всех этих случаях опыт счастья сам по себе был всегда одним и тем же опытом. Опыт счастья в возрасте 10 лет, когда мы побеждали в соревновании в школе, был в точности тем же опытом, как и опыт счастья, который мы ощущали спустя двадцать лет, когда мы купили наш первый дом или женились, или обзавелись первым ребенком или чем бы то ни было.
Заметьте также, что чем бы ни было то, что делает нас счастливыми, это не делает нас счастливыми всегда. Оно иногда делает нас несчастными. Если бы это было не так, мы бы все были счастливо женаты на первом человеке, в которого мы влюбились. Мы все знаем, что особенно это касается близких взаимоотношений. Одни и те же отношения могут произвести как самое большое счастье, так и самое большое страдание, которые мы когда-либо испытывали. Если бы счастье было реально вызвано объектом или деятельностью, или отношениями, тогда на протяжении того времени, пока эти отношения присутствуют, счастье бы тоже присутствовало. Но простой факт, что объект, деятельность, отношения могут сделать нас счастливыми в один день и несчастными в другой, должен быть достаточной для нас информацией, позволяющей увидеть ясно, что счастье никогда не может быть заложено в объекте, субстанции, деятельности или отношениях.
Причина, по которой нам кажется, будто объекты, события, отношения приносят счастье, в том, что мы говорим «да» этому объекту, событию или отношениям. Если мы говорим «да» этому, мы испытываем счастье, если мы говорим «нет» этому, мы испытываем страдание. Счастье не имеет абсолютно никакого отношения к объекту, происходящему или отношениям. Оно напрямую связано с тем, что есть в нашем уме и нашем сердце. Может показаться, что счастье – это прерывистый опыт, который колеблется и перемежается со всеми другими опытами, и что как таковое — оно нечто, испытываемое время от времени. Это все равно что считать, что маленький кусочек голубого неба, который открывается посреди завесы облаков, — лишь локальное временное проявление неба. Кусок голубого неба — это не локальное временное проявление неба, это просто открытие в облаках всегда присутствующей реальности неба. Счастье – подобно этому. Каждый момент счастья — это маленькое окно в нашем опыте, открывающее всегда присутствующий фон сущностного бытия, природа которого – и есть счастье.
Что это такое, что приводит к этому рассеиванию облаков? Что это, что дает нам доступ к этому вечно присутствующему фону счастья? Просто наше «да» текущей ситуации. Если мы говорим «нет» текущей ситуации — тогда случается нагнетание облаков и затмевание вечно присутствующего фона, счастья. Опыт счастья не имеет абсолютно никакого отношения к объективному содержанию нашего опыта. Вкладывание своего желания счастья в объективное содержимое опыта — это безумие. Это рецепт для страдания. Если мы верим, что однажды конкретный человек может сделать нас счастливым, этот же человек, по определению, сделает нас несчастным в другой день. Все, что требуется, чтобы испытывать непрерывный мир и счастье — это сказать «да» нашим текущим обстоятельствам.
На самом деле, в этом даже нет необходимости — говорить им «да». Эта открытость, это позволение, это приветствие опыта – природа осознанности. Это то, что мы есть, это не что-то, что мы должны делать. Мы не должны делать какое-то усилие, чтобы сказать «да».
Самые первые слова Фрэнсиса1, которые я услышал, были таковы: «Медитация – это универсальное «да», говоримое всему». И это универсальное «да», говоримое всему – сама природа нашего естества, нас. Это не что-то, что мы должны практиковать или делать. Это то, что мы есть. Пространство этой комнаты не вступает во взаимодействие с каждой личностью, которая входит в неё, с тем чтобы выяснить: принять эту личность или нет. В природе пространства говорить «да» всему, что появляется внутри него, каким бы прекрасным или ужасным оно ни было. Мы подобны этому, осознанность подобна этому. Наша природа – эта открытость. Нам нет необходимости практиковать эту открытость, это просто «да», говоримое всему. Это то, что мы есть. Это не то, что мы делаем.
А что делаем мы, что делает ум, так это говорит «нет» некоторым вещам. Чему бы мы ни сказали «нет» — это делает нас несчастными. Это вот так просто. Наше страдание — это наша собственная активность. Никто не навязывает нам страдание. Если мы считаем, что потеря чего-то, что у нас есть, или поведение нашего партнера, или баланс нашего банковского счета, или же состояние нашего здоровья – это причина несчастья, мы дурачим сами себя. Ни одна из этих вещей не может стать причиной нашего несчастья до тех пор, пока мы сами не позволим им это, и, в таком случае, они покажутся этой причиной. Единственная вещь, которая приводит нас к «несчастности» — это то, что мы говорим «нет» нашему текущему опыту. Никто не навязывает нам несчастье. Никто и ничто не может сделать нас несчастными. Наше страдание — это наша собственная ежемоментная деятельность. Это выбор, который мы делаем момент за моментом. Это не означает, что нам следует вести образ жизни пассивной покорности. Это лишь означает, что наше действие в мире больше не исходит из сопротивления. Оно исходит из радости, оно приходит из энтузиазма.
Эта радость, это счастье – природа нас самих, это доступно каждому круглосуточно семь дней в неделю. Ничто извне не может поместить счастье в нас – когда бы мы ни испытывали счастье, мы всегда испытываем его внутри нас самих. Если бы кто-то сказал тебе сейчас, что ты только что выиграл десять тысяч долларов, немедленно ты бы почувствовал себя счастливым. Счастье не проникло внутрь тебя снаружи. Оно лежало в глубине твоего существа и просто ждало запуска. Оно даже не было запущено фактом выигрыша в лотерею, оно было запущено твоим «да» этому факту, твоим согласием, твоим приветствием этого факта.
Почему бы просто не приветствовать всё, что бы ты в настоящее время ни испытывал? Состояние твоего здоровья, поведение твоего партнера, чем бы это ни было. Прямо здесь то же самое счастье, которое ты бы ощущал, выиграв в лотерею, будет выпущено на волю в твоем опыте. Вообразите свободу такой жизни, когда вы знаете, что ваше счастье не зависимо ни от кого и ни от чего. Всем, кто в близких взаимоотношениях следует сегодня повернуться к своему партнеру и сказать: «Я люблю тебя, но я не нуждаюсь в тебе. Я не ожидаю от тебя, что ты будешь обеспечивать меня любовью, и ничто из того, что ты можешь сделать или прекратить делать, не может сделать меня счастливым или несчастным». Это самое доброе, что вы можете сказать своему партнеру – освободить вашего партнера от невозможного груза обеспечения счастья для вас. Они никогда не удовлетворят этой нужды и, рано или поздно, вы почувствуете, что они подвели вас. Почему бы просто не освободить вашего партнера от этого невозможного требования, в самом начале ваших отношений. В результате, качество ваших отношений улучшится многократно.
И те из вас, кто не находится в близких взаимоотношениях, кто ищет их, или же любых других объектов или активностей, или состояний, убедитесь, что вы не ищите этих отношений с верой, что они сделают вас счастливым. Если вы вступаете в отношения с верой в то, что они сделают вас счастливыми, вы можете быть абсолютно уверены, что однажды они сделают вас несчастными. Это не причина для того, чтобы не искать близких взаимоотношений. Это причина для того, чтобы не искать в них счастье. Убедитесь, что ваш поиск близких взаимоотношений или какого бы то ни было другого объекта или обстоятельств исходит из вашего счастья, а не средство для него. И тогда свободно желайте всё, что угодно. Чего бы вы ни захотели тогда, – будь то объект, событие или отношения, — это становится тем, через что вы выражаете свое счастье, вы делитесь своим счастьем, вы празднуете свое счастье.
Так что это не путь отречения, отказа. Никакой опыт не невыносим, никакой опыт не чрезмерен. Что невыносимо — так это наше сопротивление опыту. Никакой опыт не имеет способности сделать нас несчастными, если только мы не отвергаем его и пока мы не говорим ему «нет». Можете ли вы вкусить свободу, которая доступна вам? Которая доступна нам, если мы просто останавливаем сопротивление, перестаем требовать от этого опыта проявляться только тем путем, который сoгласуется с нашими ожиданиями. Если мы требуем, чтобы счастье, если мы требуем, чтобы опыт всегда проявлялся путем, который согласуется с нашими ожиданиями, мы сами вкладываемся в то, чтобы быть разочарованными большую часть времени. Можете ли вы представить себе нелепость и абсурдность бытия счастливым только тогда, когда солнце светит? Условие, что ваше счастье зависит от погоды? Что вы собираетесь изменить: погоду? Или ваше сопротивление ей? Изменение нашего сопротивления ей требует всего одного мгновения. Меньше мгновения.
Или же мы пытаемся изменить поведение другого человека. Данное поведение — это продукт десятилетий жизни в обусловленности… Но мы можем просто отменить наше сопротивление этому. Как только нам становится ясно, что наш покой и наше счастье не зависят от объективных обстоятельств, тогда великий океан свободы открывается в нас. Мы чувствуем, что соприкасаемся со всеми опытами очень близко, но никакой опыт не затрагивает нас. В том смысле, что он не задевает нас, не причиняет вреда, страдания. Мы тотально открыты всем опытам, но не можем быть ранены или задеты ни одним из них. Поэтому нет нужды защищаться от кого-либо и чего-либо.
Обратите сейчас внимание на худший элемент в вашей текущей жизни. Чем бы это ни было в вашей жизни, что вы считаете таковым: худшая, наиболее неприятная, наиболее невыносимая часть жизни. Будь это что-то, что нужно сделать с вашим здоровьем или отношениями, или вашими финансами. Что бы это ни было. Позвольте этому прийти в ваше внимание. Почувствуйте импульс в себе избежать этого, какой бы эта ситуация ни была. Задайте себе вопрос: действительно ли эта ситуация невыносима? Спросите себя: является ли эта ситуация даже неприятной? Или это моё отвержение присваивает ей «неприятность», навешивает на ситуацию «неприятность»? Увидьте, что это наше сопротивление ситуации, не ситуация сама по себе – вот что неприятно.
Наше сопротивление – это что-то, что делаем мы, оно не навязывается нам кем бы то и чем бы то ни было. Теперь просто скажите себе: встреть эту ситуацию, которая казалась столь невыносимой или даже неприятной. Посмотрите на ситуацию — будь это ситуация или личность, чем бы это ни было. Скажите этому: «Я полностью принимаю тебя. Ты не можешь воздействовать на меня никаким образом. Мое бытие не окрашивается, не ущемляется, не уязвляется, не изменяется, не двигается тобой». Почувствуйте независимость вашего собственного бытия. Почувствуйте, что ваше собственное бытие не нуждается ни в чем от личности или от ситуации. Уберите ваши проекции, ваши требования счастья от объекта или обстоятельства, или личности. Освободите их от требования сделать вас счастливым. Возьмите на себя ответственность за свое собственное счастье.
Независимость нашего собственного бытия может чувствоваться нейтральной поначалу, или это может просто ощущаться как фоновый покой, мир, но в скором времени этот покой вырастет в счастье. Счастье, которое есть сама суть нашего существа. Счастье, которое и есть наше существо.
Когда Джозеф Кэмпбэлл2 сказал «Следуй своему блаженству», он не имел в виду: ищи свое блаженство в одном объекте, потом в другом объекте, потом в другом объекте. Он имел в виду: найди это блаженство, это счастье внутри себя и оставайся с этим. Двигайся от объекта к объекту, от отношений к отношениям в соприкосновении с этим врожденным, природным счастьем или блаженством. И в таком случае это счастье начинает излучать само себя, распространять себя, дарить себя всему, чего оно касается. Оно начинает передавать себя. Не превращайте это в практику. Не боритесь со своим умом, принуждая его говорить «да» тому, чему он на самом деле хочет сказать «нет». Пусть эта открытость опыту проявится прежде ума. Это природа осознанности, природа вас – быть открытым всем опытам. Факт того, что текущий опыт уже случается с вами, означает, что вы, осознанность, уже открыты ему. Уже слишком поздно, чтобы отвергать его. Эта открытость опыту — это то, что мы есть. Не то, что мы делаем.
Сопротивление опыту – то что мы делаем, а не то что мы есть. Кто-то, вступая в супружество, говорит: «Я люблю тебя, но я не нуждаюсь в тебе. Ты свободен делать все, что ты хочешь. Ты можешь остаться со мной на день, год или на пятьдесят лет. Я люблю тебя, и я люблю твою свободу. Я уважаю твою свободу, и я верю тебе, что ты уважаешь мою свободу. Мое счастье не зависит от тебя». Это наиболее любящая вещь, которую мы можем сказать партнеру. Я люблю тебя, но я не нуждаюсь в тебе. Наберитесь мужества сказать это. И для тех из вас, кто еще не в отношениях. Говоря «еще», я не имею в виду, что отношения непременная судьба всех людей, извините (смеется). Для тех из вас, кто захочет в какой-то момент вступить в отношения, убедитесь, что прежде всего в этих новых отношениях вы говорите: «Я люблю тебя, но я не нуждаюсь в тебе. И я не ожидаю, что ты будешь производить любовь или счастье для меня».
Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я не имею в виду допущение, что мы должны мириться с поведением партнера или друга, коллеги, соседа, незнакомца, которое не пришло из любви или понимания. Законно – не потворствовать этому. Другими словами, это естественно – не потакать такому поведению. Все, что я предлагаю – это чтобы мы не позволяли нашему счастью быть зависимым от кого-либо или чего-либо. Наше природное счастье предшествует опыту, оно никогда не результат опыта. Это то, что имел ввиду Уильям Блэйк3, когда сказал: «Тот, кто привязывает к себе радость, разрушает крылатую жизнь». Тот, кто позволяет радости быть связанной личностью, обстоятельствами, объектом, деятельностью – разрушает крылатую жизнь: эту свободу, эту независимость, эту необусловленную радость, которая доступна каждому во все времена и во всех обстоятельствах.
Будьте очень восприимчивы к любому чувству скуки, возбуждения или суетливости. Это наиболее тонкие формы сопротивления текущему опыту. Они могут не казаться такой большой проблемой, как, например, ухудшение нашего здоровья или сложные отношения, или потеря близкого, но, тем не менее, наши скука, возбуждение, суетливость – это просто тонкое отвержение текущего опыта. «Если бы все было немного иначе, я был бы счастлив».
Встретьте лицом к лицу всё, что кажется невыносимым или недопустимым, или даже неприятным, чем бы оно ни было. И увидьте, что неприятность – не в объекте или опыте. Она только в нашем сопротивлении ему. Это сопротивление есть наше страдание. Это всё, из чего состоит наше страдание. Если вы обнаруживаете себя в ситуации, когда вы должны сказать «нет» чему-то, убедитесь, что это «нет» исходит из любви, из справедливости, из разумности. Убедитесь, что «нет» не поднимается от имени личности, которая чувствует себя уязвленной или неуважаемой, или униженной.
Мы часто слышим фразу «поиск просветления». Что бы мы ни искали, очевидно, что это то, что не присутствует сейчас. Поэтому: если мы ищем просветления, значит мы ищем опыта, который произойдет в будущем. И если мы ищем опыта, который начнется в будущем, этот опыт будет по определению закончен. Поиск просветления – это поиск страдания. Ища просветления, мы не ищем просветления – мы ищем состояние. И даже если нам дается это состояние, оно рано или поздно покинет нас. И мы будем еще более страдающими, чем были прежде, чем получили его. Такое, так называемое «просветление» — это ненормальное просветление.
Истинное просветление – это признание, разоблачение, простое, не экстраординарное и мистическое открытие, а простое, ординарное открытие естественной природы самого себя. Это природа покоя и необусловленной радости — радости, которая ни от чего не зависит. Она не зависит от объекта, отношений, учения, учителя, традиции. Она независима, необусловлена — это природа нас самих. Она не может быть найдена, потому что она не может быть потеряна. Она может быть лишь скрыта и разоблачена. И скрыта она только из-за нашего сопротивления опыту. Кусок голубого неба — это не объект, который появляется в облаках время от времени. Это облака появляются на постоянном фоне голубого неба, время от времени. Счастье — это не чувство, которое проявляется в опыте время от времени. Это основа, на фоне которой все опыты проявляются время от времени. Это природа фона, это природа нашего бытия. Вот что означает эта красивая яркая фраза из традиции Веданты: сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство). Сознавание бытия – это само счастье, блаженство. Знание нашего собственного бытия как оно есть, его знание себя — это счастье.
Пространство этой комнаты ничего не отвергает и ничего не удерживает. Будьте как это пространство. Ничего не отвергайте, ничего не ищите, ни в чем не испытывайте нужду, ничем не будьте, ничего не знайте. Не только объекты или отношения, но также идеи, в том числе идеи о недвойственности. Ни за что не держитесь, как и не давайте чему-либо определять вас. Когда всё, что мы можем отпустить, отпускается, тогда то, чего мы жаждали превыше всего остального, сияет само по себе. Спасибо.
_______________
Примечания:
1 — Фрэнсис Люсиль , родился в 1944 г., бывший французский инженер — физик , работавший в авиационно-космической отрасли, ставший духовным учителем . Он учит философии недвойственности в соответствии с традицией Адвайта Веданты. Его главным учителем на этом пути был Жан Кляйн, популяризировавший на Западе это течение Веданты, инициатором которого был Шанкара в 8 веке нашей эры].
2 — Джозеф Джон Кэмпбелл (англ. Joseph John Campbell; 26 марта 1904, Нью-Йорк — 30 октября 1987, Гонолулу) — американский исследователь мифологии, автор трудов по сравнительной мифологии и религиоведению. Приобрёл большую популярность благодаря тому, что его книга «Тысячеликий герой» вдохновила Джорджа Лукаса на создание киносаги «Звёздные войны».
3 – Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт, художник и гравёр. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Всю жизнь прожил в Лондоне (за исключением трёх лет в Фелфаме).